Что такое минусовка

Что это такое
Что такое МИНУСОВКА, многие меня спрашивают. Попытаюсь объяснить. Термин придумали музыканты. Чтобы сразу направить в правильное русло вашу мысль, скажу, что это похоже на караоке, но лишь поверхностно, с первого взгляда. Караоке — это пение под аккомпанемент ящика, который воспроизводит все песни звуками, которые в него зашиты, воспроизводя миди-файлы, или разновидность миди-файла.
Т. е. звучание всех караоке-песен — примерно одинаково по саунду. Также в караоке, чтобы человек-не-музыкант-желающий-попеть не ошибся — тихонечко прописана лидирующая партия каким-нибудь инструментом, например, пан-флейтой.
Минусовка есть любое музыкальное произведение, будь то песня, инструментальная композиция,
или концерт для симфонического оркестра с большим барабаном. Суть её в том, что в этом полотне аранжировки отсутствует не ЛИДИРУЮЩАЯ партия (сольный инструмент или вокал, как правило), а ЛЮБАЯ партия может отсутствовать. Минусовка гораздо сильнее приближена по звучанию к оригиналу, чем караоке, т. к. в идеальном варианте минусовка пишется теми же средствами, что и оригинал. Подбираются инструменты, звуки, обработка звука, звучащие партии снимаются подробно, т. е. штрих, фразировка, динамика, а не набор нот, отдалённо напоминающий оригинал (караоке).
Минусовку записать не просто. Ведь, опять же в идеальном варианте, «минусописателю» необходимо повторить студийный путь оригинала. Т. е. все партии отслушать и по-новой записать своими руками. Какая партия отсутствует — зависит от целей. Караоке, впрочем, тоже можно отнести к разряду минусовок. Но не наоборот. Т. е. минусовка — не всегда есть караоке.

Зачем это нужно
В нашей стране минусовки получили огромную популярность прежде всего у вокалистов и ... вокалисток в ресторанах. Это происходит по многим причинам, друг от друга и независящим. Например, не всякий владелец ресторана, бара, и т. д. может позволить себе содержать хорошую живую команду. Или не хочет. Или, может быть так, что двух человек — достаточно. Или... вы лучше знаете.
Как используют минусовки? Носитель не играет роли. Главное, чтоб было удобно быстро находить нужную композицию. В основном это минидиск. На который пишут эти самые минусовки. Работают 2-3 человека, поют, или играют, или и то, и другое... и главный музыкант — минидиск:) Я и сам так работаю, хотя, надеюсь, постепенно всё придёт обратно, к исполнению вживую. Сейчас люди работают с мр3-плеерами, айпадами и ноутбуками.

Когда я учился барабанному делу в музыкальном училище — я писал для себя минуса, где есть всё, кроме барабанов. Партия барабанов мною снималась, записывалась на ноты, разучивалась — и исполнялась под сии минусовки. Тоже я проделывал с басом. Существуют аудио-школы для музыкантов. Не важно, барабаны, вокал, бас, или гитара —
это очень действенный способ обучения, когда вы имеете возможность послушать ПЛЮС, который записал музыкант ОЧЕНЬ высокого уровня (при этом ваша партия громче),
отследить по нотам, что именно он играет, и, потом, под МИНУСОВКУ попытаться это повторить самому. Если нет аудио-школы — просто берётся вещь, в которой играют или поют так, что вам очень уж хочется также — снимайте партии, пишите минусовку:)

Как это делается
Хорошие минусовки пишутся в студиях. Живыми инструментами. Или синтезаторами.. Всё зависит от направления и цели. Студийная, грамотно записанная минусовка не может звучать плохо, ИМХО. Многие «домашние» музыканты, бывает, тоже хорошо пишут. Но это оттого, что они дома имеют возможность чувствовать себя, как в студии.
Это даже сейчас недёшево. Поэтому возникли способы изготовления минусовок, которые не требуют дорогущего оборудования. Достаточно PC с соответствующим набором
софта и MIDI-клавиатуры. Наличие последней, некоторые подвергают сомнению:).
Минусовки каждый пишет по-своему. Кто как привык.
Я повеселился, когда узнал, что кроме «забивок», «нарезок» и «родных» -минусовок, существуют ещё и «удавки» :)
Это когда используется звуковой редактор, например, «Sound Forge» и DX plugin, например «Vocal remover» из серии плагинов Analog-X. Или подобный.
Ранний George Benson давится великолепно, т. к. он не использует практически никакой голосовой обработки типа реверберации.
Правда, вместе с голосом, «удавливается» ещё и партия баса с большим барабаном. Плагин вычитает из сигнала монофоническую составляющую.
А бас, вокал и большой барабан, как правило, пишутся по центру стереопанорамы. «Нарезку» делают используя места в ПЛЮСЕ, на которых нет вокала, и они подходят
по гармонии, ритму, голосоведению и пр.. Т. е., в редакторе вы подменяете места с вокалом (или инструментом, смотря, что надо убрать) местами, которые найдутся для подмены. Бывает, что их нет, или мало. Тогда получается, как правило очень плохой гибрид. «Минусописатель» часть берёт из оригинала, а часть сам записывает в секвенсор и «подшивает». :) Конечно, как правило — разница огромная. «Забивка» она и в Африке. Есть секвенсор, есть звуки. Есть уши, руки, внимательность и знания. В зависимости от наличия последних четырёх качеств и получаются хорошие, или плохие забивки. «Родные» минусовки называются так оттого, что они записаны именно для того человека, который исполняет сие, от чего мы имеем минус. Песня, чаще всего. (Где их берут — не знаю, но есть предположения.:) «Родная» минусовка — не всегда хорошо. То бэк-вокал вдруг хором, а на сцене — пол-человека:) То трубач с тромбонистом виртуально тутти провернули 32ми :) А на сцене — тамбурин один.
А бывает они так сильно отличаются от того, что пишет «минусописатель» местного заведения, что на глазок заметно, ху из ху, так сказать. Так что много хорошо — тоже плохо.
И вообще, а вдруг к вам в бар заглянет эта самая звезда, под родной минус которой вы поёте? Мне лично — было бы неудобно:).

Как это делаю я
Начинал я в прошлом веке:) В 1990-м году.
В моём распоряжении бало два магнитофона «Ростов-105», Vermona-synth, Vermona-piano, Электроника-стрингс с крутым эффектом «слалом», отечественный «Поливокс», куча гитар и примочек, а также барабаны «Тактон» и пульт «Электроника ПМ....», которая на наших 5-ти штырьковых DINах. Это всё происходило в Мурманском дворце пионеров, куда меня занесло (и что коренным образом повлияло на мою деятельность в будущем) с моими сокурсниками по училищу, а теперь друзьями, чтобы заняться совместным творчеством.
Далее я начал работать в ресторанах, и каждый клавишный инструмент, который был в том или ином коллективе, был для меня возможностью самообразоваться.
Как-то раз мы с товарищем обложились словарями, и перевели мануал к ROLAND D20 с тетрадкой и карандашиком. Потом ещё и ещё... С тех пор я читаю эти мануалы без перевода. Потом пошли Энсоники SQ, SD, TS, KT, MR. Отчего-то по Энсоникам я пошёл:). Дальше — больше. Я понаехал из Мурманска в Москву. Собрал себе РС на 200MMX, и думал, что с TRIPLE DATом я всё смогу. Выяснилось, что можно его и не иметь. Не обязательно. В основном мр3-минусовки, лежащие на сайте, записаны либо просто на Энсонике, либо на Энсонике и драммашине ALESIS SR16, либо на Энсонике и Гигастудии. Раньше, при использовании Гигастудии мне хватало P-III450 на BX, 256RAM и SB Live Value, который уже и не выпускают. Энсоник давно продан и сейчас я ВСЁ делаю в среде CUBASE SX, который сам по себе ничего особенного не просит, но вот VST- плагины — даже очень просят. Например VSTi Spectrasonics Stylus RMX и Toontrack Drum From Hell просят очень много памяти и быстрого процессора и много места на дисках.
Поэтому машина сейчас такая: Core2Duo 2.4GHz на i965 и 2Gb памяти. Звук — M-Audio FW Audiophile. 3Tb на 4х HDD. Кстати, о HDD: не реклама, но с Seagate Barracuda никогда проблем не было. Главное их охлаждать нормально.
Конечно, если есть возможность записать не софт, а живой инструмент — всегда её использую. Есть пульт MACKIE 1202 VLZ PRO, гитара Lead Star и гармоника YAMAHA P-32D.
Я считаю, даже на этом, при наличии желания, можно написать более-менее приличное. Итак, беру плюс, слушаю его раз ~547, далее ищу звуки в моих VST и AKAI — залежах.
Если их нет — сэмплирую сам. Далее пишу барабанный трек, бас, и т. д. до конца. Далее ещё раз ~768 всё это слушаю, устанавливаю баланс инструментов средствами секвенсера.
Далее делаю миксдаун в CUBASE, или с пульта всё пишу в Sound Forge — вобщем, получаю файл, где всё принципиально звучит как надо. После чего проезжаю по этому файлу Audio Plug-In Chainer-ом из состава Sound Forge, в который входят 3 устройства: TC Native Parametric EQ, Waves L2 Ultramaximizer и Waves analyzer, чтобы отслеживать RMS. В результате получаю то, что висит на сайте в разделе МР3. Под это можно работать, ИМХО. Всё это результат компромисса. Можно и по-другому делать. Но необходимы финансовые вливания:) Многие пишут в Vegas, Emagic LOGIC, кто-то в других программах, но это дело привычки и вкуса.

Заключение
Теперь о том, что такое МИНУСОВКА, и с чем её едят — вы знаете гораздо больше, чем до прочтения сего манускрипта. Чему рад. Также, должен добавить, что всё выше изложеное — лично моё видение этого явления. Если есть вопросы — пишите бочками.

 131   2001   Статьи