Что такое сайдчейн и зачем он нам нужен.

Sidechain compressor — управляемый компрессор, который работает по команде извне.
Остальное время в байпасе. Очень интересный прибор.

Для меня существует несколько причин, из-за которых я использую сайдчейн компрессор.

  1. получение эффекта «накачки громкостью», «пампинга», —
    хорошо показывает себя в любых стилях и направлениях, будь то рок или хаус и хип-хоп.
  2. облегчение процесса сведения микса. Здесь вообще любые стили.
    Всё, что выше, плюс джаз, фолк, что угодно. Главное не увлекаться.
    Можно выделить лидирующий на данный момент элемент аранжировки по отношению к другим.
    Например, вокалом чейнить гитары, или плотные пэды. Контрапунктами чейнить более медленные фактуры.
    Таким образом, во время пения — гитары чуть «уступают ему дорогу», делаясь тише. Также, вокалом можно чейнить каналы с холлами или дилеями.
    Если сайчейн компрессор многополосный (типа wavesfactory trackspacer) — вокал «прорубает себе дорогу» в плотном окружении других участников аранжировки.

Кроме всего прочего, сайдчейн компрессор позволяет уменьшить комплексные пики в миксе, путём разнесения
приоритета амплитуды на сильные доли. По вертикали аранжировки, на сильные доли, обязательно хочет сыграть одновременно много инструментов. От этого в миксе — пик.
При помощи сайдчейна, можно распределить приоритет инструментов, уменьшив комплексный пик.

Как это получить (~2011 год)

(на примере VST BGTech Sidechain compressor):
в кубе или нюэнде:
для получения сайдчейна, например, бочка => бас (бочка управляет громкостью баса):
ставим в разрыв (insert) канала бочки Sidechain Dynamics и выбираем режим «LEVEL».
Значние Treshold ставим -40db (например).
Всё, теперь бочка раздаёт управляющий сигнал.
В канале баса в разрыв (insert) ставим тоже Sidechain Dynamics, только выбираем режим «Compressor».
Ставим Ratio 4:1 (сколько хотите), Treshold тоже сколько-нибудь ставим (-10db). Всё.
Теперь в момент удара бочкой, громкость баса уменьшается на величину,
заданную значениями Threshold и Ratio в компрессоре баса. Чтобы более явно ощутить это впервые —
делайте всё это не с басом, а с пэдом, оно слышнее. Если бочка с этим устройством одна и раздаёт управляющий
сигнал всем сразу (режим Level), то принимающих сторон (Compressor) может быть столько,
сколько потянет ваш комп. (больше, чем 8 принимающих, — не пробовал)
Кроме того, мы имеем 32 (демо-версия — 3 канала) независимых канала сайдчейна (справа матрица каналов).
Одновременно может работать цепь
Бочка => Бас+PAD (на канале 1),
Snare => Clap (канал 2),
Lead => PAD (канал 3) — любые сочетания и отсутсвие оных.
Т. е. раздачу бочкой не услышит Clap.
Просто тыкаем в одинаковый номер канала на обоих устройствах, на управляющем и всех им ведомых.

Как вариант, я прописываю спец-сайдчейн-трек. Чтобы работой сайдчейна управляла не партия бочки,
а специальная партия, созданная именно для управления сайдчейн-компрессором.
Скажем, самым лёгким инструментом пишу бочку. Плагсаундом, например. На каждую четверть.
А громкость на канале этого плагсаунда — на «0» (т. е. имеется ввиду не 0 db, а минус бесконечность, чтоб не было слышно).
Именно VST — аудиовыход, не MIDI.
Т. е. инструмент, который даёт управляющий сигнал, посылает свой звук не в микс,
а в управляющую цепь компрессора, (в режиме LEVEL) который раздаёт «тики управления».
А второй прибор в режиме компрессора — его слышит.

На  сегодня (2018) на ютубе много видосов, как получить сайдчейн в разных DAW

Примеры

— здесь очень хорошо слышно в припеве на пэде.
Это мой первый практический опыт применения сайдчейна.
Опыт не пошёл на пользу миксу) но, зато его слышно очень хорошо)

— а вот тут уже я пограмотнее его юзаю.
Его и не слышно особо. Но сводить было одно удовольствие.
Раньше у меня была основная проблема — то бас бочку закрывает/маскирует в миксе, то бочка торчит.
Теперь бочка является просто началом атаки баса.
При использовании сайдчейна, также изчезает проблема:
нет перегруза по амплитуде по вертикали аранжировки на главные доли.

Должен добавить, что всё выше изложеное — лично моё видение этого явления.
Если есть вопросы или коментарии — пишите бочками.
2011

 50   2011   Сайдчейн   Статьи
4 комментария
Яна Подкар 2011

Это просто находка, Юра! Теперь точно без него никуда.Да и не звучит без него...

Василий М 2013

Ещё нигде это не применял, пока нет работы — надо поковыряться!

Николай Дмитричев 2018

Спасибо за статью. Как раз сейчас разбираюсь с темой сайдчейна. Для себя отметил после статьи, что сайдчейн позволяет уменьшить скачёк амплитуды, когда звучит много инструментов в один момент. Раньше я это решал просто автоматизируя вручную громкость на инструментах. Думаю теперь будет возможность сделать это с помощью управляемого сигнала. Просто в акцентах где много амплитуд поставить удар бочки в секвенсоре и всё, наверное так. Ещё раз спасибо.

Vera 2018

Здравствуйте.
Спасибо Вам большое за Ваш материал для начинающего аранжировщика.
Скажите пожалуйста, как научиться подобрать инструменты или группы инструментов чтобы аранжировка получилась яркой для детских танцевальных песен.
Может быть есть какая то схема с которой нужно начинать? Доустим, кик хэт снэир, пиано, бас...и что-нибудь ещё...?

Заранее большое спасибо.

Середюк Юрий 2018

Приветствую!
Лучший способ — это зайти на youtube и найти подходящий по настроению и составу инструментов референс/пример. И попытаться сделать похоже, но по-своему. Несколько таких работ — и вы сможете сами принимать решение, где что и как делать.
Конечно, сложно в рамках ответа на камент дать несколько часов современной аранжировки.